Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Разъяснение положений Закон Республики Беларусь от 06.01.2022г. №151-З «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений»

Дата: 22 марта 2023 в 15:03, Обновлено 22 марта 2023 в 15:09
67 просмотров

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений», официально опубликованный 6 января 2022 года (№ 151-З; принят Палатой представителей 21.12.2021, одобрен Советом Республики 22.12.2021), подготовлен и принят в целях совершенствования правового регулирования профилактики домашнего насилия.
Его основные положения (статьи 1-4) вступили в силу 6.07.2022. Данным Законом внесены существенные изменения и дополнения в Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»:
1.Термин «насилие в семье» заменился термином «домашнее насилие», который предполагает расширение круга лиц, насилие в отношении которых будет рассматриваться как домашнее, включая бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка, раздельно проживающих близких родственников, иных граждан.
2.В новой редакции излагаются основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия. Эти изменения позволяют конкретизировать функции всех субъектов профилактики в данной сфере. Кроме того, определяется порядок организации их взаимодействия, в том числе нормативно закрепляется деятельность в рамках протоколов межведомственного взаимодействия.
3.В настоящее время не весь объем сведений об имевших место фактах домашнего насилия учитывается в имеющихся базах данных (административные правонарушения, прекращенные за отсутствием заявления потерпевшего или его законного представителя либо примирением потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс; факты домашнего насилия, списанные в дело по причине того, что административный процесс по ним не начинался в связи с отсутствием заявления потерпевшего). Такое положение дел не позволяет эффективно применять меры превентивного воздействия. Для урегулирования данного вопроса законопроектом определяется порядок сбора, регистрации, накопления, сохранения и использования сведений о фактах домашнего насилия путем формирования и функционирования реестра соответствующей информации, который будет находиться в ведении МВД.
4.Практика применения мер индивидуальной профилактики правонарушений свидетельствует о необходимости их четкой градации в зависимости от степени общественной опасности деяний гражданина и исключения неэффективных механизмов в работе.
Указанные подходы реализованы путем разграничения оснований для проведения профилактической беседы и вынесения официального предупреждения, упрощения процедуры их применения, оптимизации профилактического учета в отношении граждан, наблюдение за поведением которых осуществляют органы внутренних дел. Исключены нормы, практически не использующиеся, а также фактически дублирующие работу в рамках выполнения предписаний иных законодательных актов (Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»). В свою очередь, профилактический учет в отношении граждан, совершивших домашнее насилие, предложено осуществлять на более ранней стадии с целью выявления семейного неблагополучия и предупреждения тяжких последствий противоправного поведения.
Так, к числу оснований осуществления профилактического учета отнесены: привлечение гражданина за совершение домашнего насилия к административной ответственности, проведение по такому факту проверки в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждение уголовного дела.
5.Кроме того, для обеспечения должной и своевременной защиты пострадавших изменены основания и порядок применения защитного предписания. Если Закон до новой редакции предусматривал такую возможность только на основании повторного совершения домашнего насилия, то новая редакция позволяет применить эту меру на стадии подготовки дела об административном правонарушении, проведения по такому факту проверки в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо при возбуждении уголовного дела.
6.Дополнительной процедурой взаимодействия субъектов профилактики правонарушений при оказании помощи пострадавшим являться использование согласия о передаче информации о домашнем насилии.
7.Регламентируется деятельность по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, для изменения его поведения. Формой такой помощи являться коррекционная программа. Основанием для ее проведения определена рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений при условии наличия согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.
Также внесены отдельные изменения в Закон Республики Беларусь «Об оружии». Новая редакция отдельных норм Закона не только расширяет круг лиц, чье противоправное поведение становится поводом для аннулирования соответствующих разрешений, но и позволяет в дальнейшем более предметно сконцентрировать усилия на том, чтобы оружием владели только законопослушные граждане.
Таким образом, принятые изменения в Закон о профилактике правонарушений позволяет в сфере предупреждения домашнего насилия:
повышать уровень защищенности граждан, расширив круг лиц для оказания предупредительного воздействия;
определяет четкий перечень обязанностей для каждого субъекта профилактики правонарушений;
нормативно закрепляет значительный объем мероприятий, применяющихся в практической деятельности субъектов профилактики правонарушений;
обеспечивает накопление и использование более широкого спектра информации о фактах домашнего насилия;
оптимизирует меры индивидуальной профилактики правонарушений с учетом практики их применения;
расширяет возможности субъектов профилактики правонарушений в оказании помощи пострадавшим, а также гражданам, совершившим домашнее насилие.

ООПиП ОВД Ошмянского райисполкома

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.