Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Охрана прав детства

Дата: 31 августа 2019 в 07:55, Обновлено 23 сентября 2023 в 08:41

Охрана прав детства в Республике Беларусь

В истории любой страны есть периоды, когда какие-либо социальные процессы или проблемы становятся чрезвычайно актуальными. В современной Беларуси к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, защита прав детей. Внимание к этой проблеме нельзя объяснить только повышением уровня общественного сознания, скорее оно является необходимым условием защиты (сродни инстинкту самосохранения) общества от распада. Возможность достижения в перспективе социального благосостояния общества напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям и от того, в каких условиях они будут жить и воспитываться.Необходимость принятия конкретных мер по охране прав и законных интересов несовершеннолетних ставит вопрос об углубленном изучении проблемы защиты детства, раскрытии и обосновании ее теоретико-методологических основ с целью организации эффективной практической деятельности по обеспечению социальной защищенности детей.

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Права ребенка – это гуманитарно-правовая проблема, в рамках которой реализуется принадлежащие от рождения права и свободы, несовершеннолетним субъектам, в отношении которых действует концепция наилучшего обеспечения его интересов. Центральное место занимают вопросы достойной подготовки несовершеннолетних к самостоятельной жизни, воспитание в духе инициативности и творчества, а также уважения прав и свобод других лиц, соблюдение морально-этических норм общества.

Охрана детства (в широком смысле)–любой вопрос, связанный с воспитанием и благополучием детей, как в семье, так и в различных государственный институтах, организациях и службах. Социальная педагогика проявляет интерес ко всем этим аспектам. Аналогичным образом внимание привлекают также проблемы детского питания, системы образования, первичного здравоохранения и др.

Охрана детства (узком смысле) – это функция государственного служащего, специалиста по охране детства, а также социально-педагогической службы, которая призвана изучать ситуации, выявлять нарушение прав, оказывать помощь и защиту. В самом общем значении защита детства – это система практических мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания.

Охрана детства – созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и воспитания; комплекс мероприятий, направленных на защиту и обеспечение здорового развития детей.

Социальная защита— система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.

Объекты социальной защиты – все дети страны, не достигшие 18 лет. Определяющую роль в функционировании системы социальной защиты детства играют ее субъекты.

Основными субъектами системы социальной защиты детства являются государство и создаваемые им институты, политические партии, общественные организации, церковь, СМИ, предприятия и учреждения, семья, школа и др. детские учреждения, институт социальных педагогов, частные лица. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования социальной защиты детства и основные направления ее развития.

Категории детей, нуждающиеся в социальной защите, наряду с всеми детьми, потому что каждый ребенок, как отмечено еще в Женевской декларации, а затем закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, нуждается в защите в виду их незрелости физической и умственной.

В особой защите и охране нуждаются наиболее уязвимые категории детей: дети-инвалиды, дети-сироты, дети, находящиеся в социально опасном положении (СОП), дети, подвергаемые насилию и жестокому обращению, дети-беженцы, дети, пострадавшие от катастроф и чрезвычайных ситуаций, дети, совершившие правонарушения и др. Таким образом, эти категории детей характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальные учреждения для таких детей.

Государственная политика в области прав детей — это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства. Принципы государственной политики в области прав ребенка закреплены в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 3).

Целями государственной политики в интересах детей являются:

1) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2) формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

3) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Республики Беларусь, традициям народов Беларуси, достижениями культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:

1) законодательное обеспечение прав ребенка;

2) поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

3) установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом административно-территориальных различий данных показателей;

4) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;

5) поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка;

6) ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, и правовыми актами государства.

В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства.

Права и законные интересы детей Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь О правах ребенка, Программе "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах. Применительно к рассматриваемой теме нельзя не отметить, что с начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Основываясь на вышеназванных принципах, деятельность государства в области охраны детства включает в себя следующие направления:

– организацию и координацию деятельности всех заинтересованных лиц и ведомств по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье, детей попавших в трудную жизненную ситуацию;

– создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье и детям, нуждающимся в поддержке; – формирование уважительного отношения к правам ребенка;

– обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей;

– защиту личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетнего;

– решение проблем социальной, медицинской, психологопедагогической реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, детей-сирот, детей СОП;

– координацию деятельности всех заинтересованных ведомств, организаций по предупреждению нарушений среди детей и подростков;

– создание условий для обучения, воспитания детей-инвалидов;

– обеспечение реального доступа к получению образования всеми детьми;

– пропаганду ЗОЖ, а также вопросы охраны и защиты детства среди детей и родителей.

Изображение   Изображение

ОХРАНА ДЕТСТВА

Сироты — это не просто дети, это дети, которые за свою короткую жизнь узнали много горя и бед, перенесли много страданий, пережили предательство, потерю семьи, но они не разочаровались, они живут надеждой.
В идеале было бы замечательно, чтобы каждый малыш рос в своей родной семье, окруженный заботой и лаской родных и близких. Но, увы, тысячи и тысячи ребятишек в мире лишены такого простого человеческого счастья. У одних волею судеб родители покинули этот мир, другие стали сиротами при живых родителях, сумевших дать жизнь, но не захотевших брать на себя нелегкое бремя воспитания своих чад. Тогда находятся люди по-настоящему любящие детей, ответственные, готовые заменить обделенным судьбой ребятишкам их настоящих родителей и жить вместе с ними в одной семье.

Приют или детдом не смогут в полной мере заменить ребенку семью и потому именно приемная семья призвана восполнить необходимые функции для того, чтобы малыш вырос психологически здоровым.
Дети сироты — просто дети, которым всего-навсего нужны любовь и внимание. Они могут вырасти полноценными людьми.

Детям, у которых нет возможности расти в родной семье, государство предоставляет право жить и воспитываться в другой семье. Семьи, принявшие на воспитание детей, которым не посчастливилось расти в родных семьях, называются замещающие семьи. Только семья способна сделать ребенка счастливым, защитить его и создать все необходимые условия для гармоничного развития.

Есть несколько способов принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью.

Усыновление (удочерение) – принятие ребенка в семью на правах кровного. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам), а по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются к родственникам по происхождению. Это приоритетная форма устройства детей в семью. Она пожизненная. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все для его полноценного развития. Усыновление не хуже и не лучше биологического родительства, это всего лишь разные способы появления ребенка в семье.

Опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах подопечного. Устанавливается по решению органа опеки и попечительства исполнительного и распорядительного органа для воспитания и защиты личных и имущественных прав и законных интересов ребенка. Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно.

Приемная семья, детский дом семейного типа

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Патронатное воспитание

Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.