Пальчиковые игры для 2-4 летних детей
<font size="4">«Деревья»</font>
<font size="4">«Осенние листочки»</font>
<font size="3">Покажите ребенку картинку с изображением осеннего леса. Рассмотрите с ребенком деревья, назовите их. Рассмотрите листочки на деревьях, называя их: «Это лист клена, это лист березы, это лист осины, а это лист дуба. Посмотри, какое дерево стоит зеленое (елка, сосна). Я прочту тебе стишок и покажу, как можно поиграть пальчиками». Можно надеть на пальчики ребенка маленькие резиночки с прикрепленными к ним листочками – клена, березы, осины, дуба и зеленой иголочкой елки.</font>
<font size="4">Осень, осень к нам пришла</font>
<font size="4">И в подарок принесла</font>
<font size="4">Листик клена,</font>
<font size="4">Загните мизинец.</font>
<font size="4">Лист березы,</font>
<font size="4">Загните безымянный пальчик.</font>
<font size="4">Лист </font><font size="4">осины,</font>
<font size="4">Загните средний палец.</font>
<font size="4">Лист </font><font size="4">дубка,</font>
<font size="4">Загните указательный палец.</font>
<font size="4">Чудо-осень! Хороша!</font>
<font size="4">Распрямите пальцы и вращайте кисть.</font>
<font size="4">«Флажок»</font>
<font size="4">«Сорока-белобока»</font>
<font size="4">Кашу варила,</font>
<font size="4">Деток кормила.</font>
<font size="4">Этому дала,</font>
<font size="4">Этому дала,</font>
<font size="4">Этому дала,</font>
<font size="4">Этому дала,</font>
<font size="4">Ребенок правой рукой загибает по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.</font>
<font size="4">А этому не дала!</font>
<font size="4">Большой палец поднимается вверх.</font>
<font size="4">«Осы»</font>
<font size="4">Пальцы в кулачок, вытянуть вперед</font><font size="4"> </font><font size="4">указательный палец, делать им вращательные движения.</font>
<font size="4">И укусят осы, если захотят.</font>
<font size="4">«Дружат наши дети…»</font>
<font size="4">Попросите ребенка вспомнить и рассказать, для чего нужны руки. «Для того, чтобы все это делать, пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу, какими.»</font>
<font size="4">Пальцы правой руки по очереди постукивают по тем же пальцам левой руки, начиная с большого.</font>
<font size="4">Девочки и мальчики.</font>
<font size="4">Мы с тобой подружим</font>
<font size="4">Маленькие пальчики.</font>
<font size="4">«Человечек»</font>
<font size="4">«Птенчики в гнезде»</font>
<font size="4">Птичка крылышками машет</font>
<font size="4">И летит к себе в гнездо.</font>
<font size="4">Птенчикам своим расскажет,</font>
<font size="4">Где она взяла зерно.</font>
<font size="4">Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.</font>
<font size="4">«Где твой пальчик?»</font>
<font size="4">- Где твой палец большой?</font>
<font size="4">- У меня за спиной!</font>
<font size="4">Пальчики в кулачке, большой поднять вверх.</font>
<font size="4">- А где твой указательный?</font>
<font size="4">- Посмотри внимательней!</font>
<font size="4">Поднять вверх указательный.</font>
<font size="4">- А где средний твой палец?</font>
<font size="4">- Вот какой он красавец!</font>
<font size="4">Поднять вверх средний.</font>
<font size="4">- А где твой безымянный?</font>
<font size="4">- Вот, с кольцом оловянным!</font>
<font size="4">Поднять вверх безымянный.</font>
<font size="4">- А мизинчик-малышка?</font>
<font size="4">- Вот он, младший братишка!</font>
<font size="4">Поднять вверх мизинец.</font>
<font size="4">«Стол»</font>
<font size="2">Левая рука в кулачок;</font>
<font size="2">Сверху крышка, как ладошка.</font>
<font size="2">сверху на кулачок опускается ладошка правой руки</font>
<font size="4">«Ладушки»</font>
<font size="2">Ладушки, ладушки! Где были?</font>
<font size="2">У бабушки!</font>
<font size="2">Производить хлопки в такт словам.</font>
<font size="2">Что ели?</font>
<font size="2">Кашку!</font>
<font size="2">Что пили?</font>
<font size="2">Бражку.</font>
<font size="2">Четыре пальца хлопают по большому.</font>
<font size="2">Кашка масленька,</font>
<font size="2">Бражка сладенька,</font>
<font size="2">У</font><font size="2">казательным пальцем кружить по ладошке другой руки.</font>
<font size="2">Бабушка добренька.</font>
<font size="2">Провести ладонями по щекам.</font>
<font size="2">Попили, поели,</font>
<font size="2">Четыре пальца хлопают по большому</font>
<font size="2">Шу-у-у полетели,</font>
<font size="2">Хлопать пальцами по основанию ладоней.</font>
<font size="2">На головку сели,</font>
<font size="2">Руки положить на макушку головы.</font>
<font size="2">Сели, посидели,</font>
<font size="2">Шу-у-у улетели.</font>
<font size="2">Хлопать пальцами по основанию ладоней</font>
<font size="4">«Прятки»</font>
<font size="4">В прятки пальчики играли</font>
<font size="4">И головки убирали,</font>
<font size="4">Вот так, вот так,</font>
<font size="4">Так головки убирали.</font>
<font size="4">Сжимание – разжимание кулачка в воздухе.</font>
<font size="4">«Скачет зайчик…»</font>
<font size="2">Ловко с пальчика на пальчик</font>
<font size="2">Скачет зайчик, скачет зайчик.</font>
<font size="2">Указательным пальцем правой руки ударять по пальцам левой руки (от указательного</font><font size="2"> </font><font size="2">до мизинца) и в обратном порядке (от мизинца до указательного).</font>
<font size="2">Вниз скатился, повернулся</font>
<font size="2">Указательным пальцем правой руки провести по указательному и большому пальцам левой руки, ударить по большому.</font>
<font size="2">И опять назад вернулся.</font>
<font size="2">Совершить обратное движение – от большого к указательному.</font>
<font size="2">Снова с пальчика на пальчик</font>
<font size="2">Скачет зайчик, скачет зайчик!</font>
<font size="2">Снова вниз и снова вверх!</font>
<font size="2">Зайчик скачет выше всех!</font>
<font size="2">Повторить все предыдущие движения.</font>
<font size="4">«Солнце»</font>
<font size="4">Солнце утром рано встало,</font>
<font size="4">Всех детишек приласкало.</font>
<font size="4">Л</font><font size="4">адошки скрестить, пальцы широко раздвинуть</font>
<font size="4">«Этот пальчик хочет спать…»</font>
<font size="3">Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.</font>
<font size="4">Тише, дети, не шумите,</font>
<font size="4">Пальчики не разбудите.</font>
<font size="4">«Рыбки»</font>
<font size="4">Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.</font>
<font size="4">Рыбки весело плескались</font>
<font size="4">В чистой светленькой реке.</font>
<font size="4">Ладошки как бы ударяют по воде.</font>
<font size="4">То сожмутся, разожмутся,</font>
<font size="4">Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются.</font>
<font size="4">То закружатся в воде</font><font size="4">.</font>
<font size="4">Винтообразные движения кистью.</font>
<font size="4">«Этот пальчик…»</font>
<font size="4">Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.</font>
<font size="4">«Ёжик»</font>
<font size="4">Что ж ты, ёж, такой колючий?</font>
<font size="4">Это я на всякий случай:</font>
<font size="4">Знаешь, кто мои соседи –</font>
<font size="4">Лисы, волки и медведи.</font>
<font size="4">Соединить ладошки, выставить прямые пальцы</font>
<font size="4">вверх и расставить в стороны.</font>
<font size="4">«По кругу»</font>
<font size="4">Покажи уменье другу,</font>
<font size="4">Покружись-ка ты по кругу!</font>
<font size="4">Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.</font>
<font size="4">«Зима»</font>
<font size="3">Покажите ребенку «зимнюю» картинку с изображением играющих детей.</font>
<font size="4">Катя саночки везет</font>
<font size="4">От крылечка до ворот,</font>
<font size="4">Проведите указательным и средним пальцами правой руки по стол.</font>
<font size="4">А Сережа на дорожке</font>
<font size="4">Голубям бросает крошки.</font>
<font size="4">Сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения.</font>
<font size="4">Девочки и мальчики</font>
<font size="4">Прыгают, как мячики.</font>
<font size="4">Помашите кистями правой и левой руки.</font>
<font size="2">«Зимняя прогулка»</font>
<font size="2">Покажите ребенку картинку с изображением малыша в зимней одежде. Спросите, почему ребенок на картинке так тепло одет (потому, что зимой на улице холодно). «Я тебе расскажу, как мы с тобой собираемся на прогулку, и какие теплые вещи одеваем. Я буду читать стишок и загибать пальчики, когда начну их перечислять. Слушай внимательно и делай все вместе со мной».</font>
<font size="2">Очень холодно зимой,</font>
<font size="2">Но мы пойдем гулять с тобой.</font>
<font size="2">Я надену шубку,</font>
<font size="2">Загните мизинец левой руки указательным пальцем правой.</font>
<font size="2">Я надену шапку,</font>
<font size="2">Загните</font><font size="2"> </font><font size="2">безымянный палец.</font>
<font size="2">Я надену шарфик</font>
<font size="2">Загните средний палец.</font>
<font size="2">И еще платок.</font>
<font size="2">Загните указательный палец.</font>
<font size="2">А крошки-рукавички</font>
<font size="2">На ручки натяну.</font>
<font size="2">Загните большой палец.</font>
<font size="4">«Раз, два»</font>
<font size="4">Ладони лежат на столе.</font>
<font size="4">«Зимняя разогревалочка»</font>
<font size="2">Если замерзают руки</font>
<font size="2">Начинаем их тереть,</font>
<font size="2">Быстро мы сумеем руки,</font>
<font size="2">Как на печке разогреть.</font>
<font size="2">Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.</font>
<font size="2">Сначала ладошки</font>
<font size="2">Совсем как ледышки,</font>
<font size="2">Растирать ладони все быстрее и быстрее</font>
<font size="2">Потом как лягушки,</font>
<font size="2">Потом как подушки.</font>
<font size="2">Но вот понемножку</font>
<font size="2">Согрелись ладошки,</font>
<font size="2">Горят, и взаправду,</font>
<font size="2">А не понарошку.</font>
<font size="2">Я горю, как от огня.</font>
<font size="2">Вот, потрогайте меня.</font>
<font size="2">Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.</font>
<font size="4">«Очки»</font>
<font size="4">Бабушка очки надела</font>
<font size="4">И на внучку посмотрела.</font>
<font size="4">Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко; колечки поднести к глазам.</font>
<font size="4">«Гармошка»</font>
<font size="4">Посмотри: моя ладошка,</font>
<font size="4">Как веселая гармошка!</font>
<font size="4">Пальцы на обеих руках соединить вместе.</font>
<font size="4">Пальчики я раздвигаю,</font>
<font size="4">А потом опять сдвигаю.</font>
<font size="4">Широко раздвинуть пальцы на обеих руках.</font>
<font size="2">«Перчатки»</font>
<font size="2">Скоро будут холода.</font>
<font size="2">Что же делать нам тогда?</font>
<font size="2">Вот одной руке другая</font>
<font size="2">Одеваться помогает.</font>
<font size="2">Надевай пальто, большой,</font>
<font size="2">Подушечками трех первых пальцев правой руки погладить большой палец левой от кончика до основания.</font>
<font size="2">Братья следом, раз-два-три.</font>
<font size="2">Приоделись, посмотри.</font>
<font size="2">Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.</font>
<font size="2">Зазевался лишь малыш.</font>
<font size="2">Одевайся, что стоишь!</font>
<font size="2">Дважды прогладить мизинчик.</font>
<font size="2">Все теперь в порядке:</font>
<font size="2">На руках перчатки.</font>
<font size="2">Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.</font>
<font size="3">Повторить те же слова и те же действия для другой руки</font>
<font size="4">«Ледяная горка»</font>
<font size="4">И скатились все потом</font>
<font size="4">С моего горба гуртом.</font>
<font size="4">Плавно провести ладонями по поверхности руки от локтя до пальцев, повторить на другой руке.</font>
<font size="4">«Шарик»</font>
<font size="4">Надуваем быстро шарик;</font>
<font size="4">Он становится большой.</font>
<font size="4">Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками, постепенно принимая форму шара.</font>
<font size="4">Вдруг шар лопнул, воздух вышел-</font>
<font size="4">Стал он тонкий и худой.</font>
<font size="4">Пальчики принимают исходное положение.</font>
<font size="4">«Посчитаем»</font>
<font size="4">Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.</font>
<font size="4">Раз-два-три-четыре-пять!</font>
<font size="4">Будем пальчики считать –</font>
<font size="4">Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.</font>
<font size="4">Крепкие, дружные,</font>
<font size="4">Все такие нужные…</font>
<font size="4">«Стул»</font>
<font size="4">Ножки, спинка и сиденье –</font>
<font size="4">Вот вам стул на удивленье.</font>
<font size="4">Левая рука вертикально вверх; к ее ладошке приставляется кулачок правой руки (большим пальцем к себе).</font>
<font size="4">«Пришла весна»</font>
<font size="4">Покажите ребенку картинку – весенний пейзаж с небольшим количеством деталей, рассмотрите ее вместе. Выделите признаки весны – тает снег, бегут ручьи, прилетели перелетные птицы.</font>
<font size="4">Весна пришла красная,</font>
<font size="4">Пришла весна ясная.</font>
<font size="4">Вращайте кисти рук.</font>
<font size="4">Птицы громко поют,</font>
<font size="4">Четыре пальца плотно сжаты и хлопают по большому.</font>
<font size="4">Людям спать не дают.</font>
<font size="4">Крепко сложить ладони и положить под щеку.</font>
<font size="4">«Жук»</font>
<font size="4">Жук летит, жужжит, жужжит,</font>
<font size="4">И усами шевелит.</font>
<font size="4">Пальчики в кулачок; указательный и мизинец развести в стороны, шевелить ими.</font>
<font size="2">«Вертолеты»</font>
<font size="2">Поставить кулачки на стол,</font>
<font size="2">Приготовились к полету.</font>
<font size="2">большие пальцы поднять вверх.</font>
<font size="2">Я готов!</font>
<font size="2">И я готов!</font>
<font size="2">Отойдите от винтов.</font>
<font size="2">Пошевелить большим пальцем левой руки, затем – правой.</font>
<font size="2">Мы взлетаем выше, выше,</font>
<font size="2">Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх;</font>
<font size="2">Там, внизу, деревья, крыши,</font>
<font size="2">крутить пальцами все быстрее</font><font size="2"> </font><font size="2">и быстрее.</font>
<font size="2">И дороги, и поля –</font>
<font size="2">Вся огромная земля.</font>
<font size="2">По желанию ребенка можно побегать по комнате.</font>
<font size="2">И туда, куда хотим,</font>
<font size="2">Мы летим, летим, летим!</font>
<font size="2">Мы заходим на посадку.</font>
<font size="2">Рейс окончен. Все в порядке.</font>
<font size="2">Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки;</font><font size="2"> </font><font size="2">вновь поставить кулачки на стол.</font>
<font size="4">«Лодка»</font>
<font size="4">Лодочка плывет по речке,</font>
<font size="4">Оставляет на воде колечки.</font>
<font size="4">Обе ладони поставлены на ребро и прижаты слегка раскрыты сверху.</font>
<font size="4">«Ручка»</font>
<font size="3">Ручка в зеркало глядит,</font>
<font size="3">Ручка пальчикам велит:</font>
<font size="3">Пальцы прижать друг к другу, ладони</font>
<font size="3">параллельно.</font>
<font size="3">Загибайтесь, выпрямляйтесь,</font>
<font size="3">Сжать пальцы в кулачок, потом разжать.</font>
<font size="3">Вместе в горстку собирайтесь.</font>
<font size="3">Собрать пальцы в щепотку.</font>
<font size="3">Разбегитесь, распрямитесь,</font>
<font size="3">Широко раздвинуть пальцы.</font>
<font size="3">В кулачок теперь сожмитесь.</font>
<font size="3">Сжать в кулачок.</font>
<font size="3">Кулачок - на кулачок</font>
<font size="3">Поставить кулачок на кулачок.</font>
<font size="3">И ладошки на бочок.</font>
<font size="3">Ладони ребром параллельно друг другу.</font>
<font size="3">А теперь лежат ладошки,</font>
<font size="3">Отдохнут они немножко.</font>
<font size="3">Руки положить на стол ладошками вверх.</font>
<font size="3">На бочок. Опять на стол.</font>
<font size="3">И конец игре пришел.</font>
<font size="3">Ладони на ребро,</font>
<font size="3">руки на стол ладошками вниз.</font>
<font size="4">«Рыбка»</font>
<font size="4">Рыбка плавает в водице,</font>
<font size="4">Рыбке весело играть.</font>
<font size="4">Движения ладошками слева направо и наоборот.</font>
<font size="4">Рыбка, рыбка, озорница,</font>
<font size="4">Делать махи кистями как бы «ударяя по воде».</font>
<font size="4">Мы хотим тебя поймать</font>
<font size="4">Хлопок в ладоши.</font>
<font size="4">«Непоседа»</font>
<font size="4">«Водичка»</font>
<font size="3">Мягко провести ладонями по лицу.</font>
<font size="3">Чтобы глазоньки блестели,</font>
<font size="3">Сделать кольца большими и указательными пальцами обеих рук и поднести к глазам.</font>
<font size="3">Чтобы щеченьки краснели,</font>
<font size="3">Круговые движения подушечками пальцев по щекам.</font>
<font size="3">Чтоб смеялся роток.</font>
<font size="3">Сделать щелочку большим и указательным пальцами и провести ими по контуру губ.</font>
<font size="3">Чтоб кусался зубок.</font>
<font size="3">Щипкообразные движения пальцами обеих рук.</font>
<font size="4">«Пароход»</font>
<font size="4">Пароход плывет по речке,</font>
<font size="4">И пыхтит он, словно печка.</font>
<font size="4">Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты,</font>
<font size="4">а большие пальцы подняты вверх.</font>
<font size="4">«Улитка»</font>
<font size="4">Кто так медленно ползет,</font>
<font size="4">Дом свой на себе несет?</font>
<font size="4">Сжать руку в кулачок и медленно двигать по столу.</font>
<font size="4">Проползет ещё немножко,</font>
<font size="4">Высунет и спрячет рожки.</font>
<font size="4">Вытянуть вперед указательный и средний пальцы.</font>
<font size="4">По листу, по ветке гибкой Медленно ползет … улитка!</font>
<font size="4">«Улитка» ползет с высунутыми «рожками».</font>
<font size="4">«Птичка»</font>
<font size="4">Ударять кулачок о кулачок вниз-вверх.</font>
<font size="4">Улетела птичка.</font>
<font size="4">Хлопать пальцами по основанию ладоней</font>
<font size="4">Ай!</font>
<font size="4">Развести ладони в стороны.</font>
<font size="3">«Баиньки, баиньки…»</font>
<font size="3">Покажите ребенку картинку с изображением огорода. Рассмотрите, какие овощи на нем растут, назовите их. Скажите: «Знаешь, а если не поливать огород, то все овощи могут погибнуть. Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы поливать огород? (Лейка) я прочитаю тебе потешку, в которой огород поливает тот, кто больше всех на свете любит капусту – зайка, и покажу на пальчиках, как зайка поливал огород».</font>
<font size="3">Баиньки, баиньки,</font>
<font size="3">Прибежали заиньки.</font>
<font size="3">Указательный и средний пальцы «бегут» по столу.</font>
<font size="3">Сели на скамейку,</font>
<font size="3">Попросили лейку</font>
<font size="3">Вытяните вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы сжаты в кулаке.</font>
<font size="3">Поливали огород,</font>
<font size="3">Поводите указательным пальцем вправо-влево.</font>
<font size="3">Где капустка растет.</font>
<font size="3">Сожмите правую руку в кулак, обхватите его сверху левой рукой.</font>