Шесть способов бесконфликтного общения с ребенком
Шесть способов
бесконфликтного общения с ребенком
( Концепция американского доктора П.Коулмена)
Общение со своими детьми:
- Обучение
- Сопереживание
- Сообщение
- Переговоры (Договоренность)
- Поощрение
- Правила поведения (Что делать, а чего не делать)
Обучение
- Должно быть приятным
- Не допустимы: нравоучения, придирки, критика, брань
- Важны: тон, хорошее настроение, терпение
Как нужно говорить |
Как не нужно говорить |
Разреши- ка я объясню |
Это глупо! |
Сначала посмотри, как я делаю, а потом попробуй сам |
Если ты собираешься поступить именно так, то отвечай за все сам |
Давай посмотрим, мы сможем с тобой разобраться вместе |
Почему ты не можешь быть как …(все дети, твоя сестра и т.д.) |
Здорово! Почему ты так выбрал? |
Ничего, я сделаю это сама |
Интересно! |
Ты ведешь себя как маленький! |
Ответ таков… |
Неужели я не просила тебя подготовиться к контрольной и т.д. |
Точно не знаю, какой ответ. Давай посмотрим |
|
Это нужно делать так |
|
Приятно было бы тебе, если бы с тобой кто-то также поступил? |
|
На ошибках учатся |
Сопереживание
- Когда ребенок испытывает сильные эмоции
- Важно: понять боль ребенка, отразить его чувства
- Побудить ребенка говорить о своих переживаниях
- Не дискутировать, не успокаивать
Как нужно говорить |
Как не нужно говорить |
Ты нервничаешь из-за того, что |
Знаю, каково тебе (Чувство не уточнено) |
Я знаю, что ты испугалась |
Я понимаю (Что понимаете?) |
Ты беспокоишься, что |
Я все равно люблю тебя (Но разве сейчас это волнует вашего ребенка?) |
Конечно, это обидно… |
Все будет хорошо (Успокаивать – это не сопереживать) |
Ты рад, что |
Это не такая уж большая проблема, как тебе кажется (Вы говорите ребенку, что у него не должно быть таких чувств) |
Ты расстроен так как … |
Иногда такое бывает в жизни. Важно, чтобы ты думала о хорошем ( Ваше намерение – заставить ребенка не думать о плохом, но это не сопереживание) |
Сообщение
Относятся:
- Констатация фактов
- Общие вопросы
- Личное мнение
- Обращение с просьбой
Как нужно говорить |
Как не нужно говорить |
Расскажи мне, чему сегодня вас учили на уроке… |
Мне не нравится…(В смысле -прекрати это делать!) |
Сегодня мы едем… |
|
Как дела в саду/ школе? |
|
Я хочу пойти к …, ты сумеешь или нет… |
|
Пожалуйста, сними наушники, присоединяйся к нам |
|
Я тебя люблю |
|
Я прощаю тебя |
Переговоры
Относятся:
- Обсуждение на равных
- Выслушивание до конца
- Высказывание своих опасений
Можно: начать с Сопереживания
Важно: не задабривать, не упрашивать, не просить обещание
Как нужно говорить |
Как не нужно говорить |
Я знаю, что ты хочешь…. Неплохо… Но какие будут еще предложения? |
Хорошо, ты можешь…., но не забывай…..! (Хорошо, если ребенок -ответственный, но еще лучше, когда вы договариваетесь обо всем заранее. Дети – мастера увиливать от своих обязанностей.) |
Чем бы ты хотел заниматься (заняться)? |
Ты обещаешь….. (лучше заранее договориться о том, что будет, если не выполнит свое обещание) |
Что ты сам(а) хочешь делать? |
Хорошо, хорошо. Если ты посидишь спокойно (сделаешь то-то), то мы пойдем…. (Вымогательство со стороны родителя) |
Наверное, надо сделать следующее… Согласен? |
|
Твое мнение? |
|
Может быть, ты хочешь что-то взамен? |
|
Я боюсь, что… А как ты думаешь? |
|
Поощрение
Подразумевают: поддержку, похвалу, утешение
Хвалить (как можно скорее), но не допускать преувеличения!
- За усилия, усердие(со стороны ребенка)
- За контроль над собой
- За осмысленные действия
- За конкретное действие, а не просто «Хорошая работа!»
- За разумное поведение
Подрастающий ребенок жаждет родительской похвалы и поддержки.
Мудрая похвала помогает ребенку формировать желаемое поведение и расти в глазах других людей.
Правила поведения
Правила поведения предусматривают распоряжения – что делать, а чего не делать.
Требуют беспрекословного выполнения, когда касаются моральных ценностей и безопасности ребенка и семьи.
Правила и распоряжения – это НЕ просьба!
ВАЖНО:
- Родители устанавливают правила в форме обучения
- Соблюдение установленных правил самими родителями
- Правила должны быть четкие и краткие
- Быть уверенным в себе (показывать эту уверенность ребенку)
- Слово «пожалуйста» не только воспитывает в ребенке вежливость, но и помогает раздраженным родителям лучше контролировать свои эмоции
Требуя выполнения распоряжения, нельзя:
- Повышать голос
- Злиться
- Кричать
Как не нужно говорить |
Сколько раз я говорила тебе… |
Что здесь происходит? |
Сколько мне еще ждать? |
Не делай этого! Прекрати! ( Не делай Чего? Прекрати Что? Будьте конкретны!) |
Важно - использовать больше способов общения с ребенком обоим родителям.
Понаблюдайте за собой.
Возможно в общении Вы предпочитаете только один или два способа всем остальным.